программа спортивной подготовки по боксу

 

ФГБОУ СПО « Кисловодское государственное училище (техникум)

олимпийского резерва»

 

УТВЕРЖДЕНА

Советом Училища

Протокол №6 от 28 ноября 2013г.

  

Программа

спортивной подготовки

 по боксу

 

Разработана на основе Федерального стандарта

спортивной подготовки по виду спорта бокс,

утвержденного приказом Министерства

 спорта РФ от  20.03.2013 №123

 

Автор- составитель программы :

тренер-преподаватель высшей категории Празян А.К.

 

Срок реализации программы: 3 года

 

 

2013 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. ….3

1.НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Нормативы ОФП и СФП для зачисления в группы на этапе спортивного совершенствования

1.2 Нормативы ОФП и СФП для зачисления в группы на этапе высшего спортивного мастерства

1.3 Структура годичного цикла

2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Учебный план

2.2 Этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства

2.3 Педагогический, врачебный и текущий контроль тренировочного процесса

2.4 Углубленное медицинское обследование

2.5 Текущий контроль тренировочного процесса

2.6 Основные стороны подготовки спортсмена - боксера

2.7 Инструкторская и судейская практика

2.8 Восстановительные средства и мероприятия

2.9 Регулирование веса спортсмена

2.10 Антидопинговые мероприятия

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложение №1

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  Программа спортивной подготовки  составлена  на  основе  нормативных  документов  Министерства  спорта  России, в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта бокс, с  учетом   современных  достижений    и   передовой  спортивной  практики. В данной программе отражены основные задачи и построение учебно-тренировочного процесса на эта­пах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

 Особенностью представленной программы является сведение основных параметров учебно-тренировочного процесса (нагрузок, средств, методов контроля) в одну принципиальную схему тренировки.

Основной целью данной программы является многолетняя подготовка  спортсменов в КГУОР, воспитание спортсменов высокой ква­лификации.

Основные задачи:

1. Укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие спортсменов.

2. Подготовка высококвалифицированных спортсменов для сбор­ных команд.

3. Подготовка инструкторов-общественников и судей по боксу.

4. Приобретение теоретических знаний по спортивной трениров­ке, основам биомеханики, физиологии, лечебной физической культу­ре, психологии спорта.

Важным условием выполнения поставленных задач является сис­тематическое проведение практических и теоретических занятий, конт­рольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное участие в соревнованиях.

       Программа   охватывает   всю  систему   подготовки  спортсменов (боксеров), а именно:

-    Теоретическую,

-    Техническую,

-    Тактическую,

-    Общефизическую,

-    Специально-физическую,

-    Психологическую,

-    Соревновательную.   

         Программа  предназначена   для   тренеров   УОР  и  является  основным  документом  учебно-тренировочной  работы, включает  учебный  материал  по   основным   видам   подготовки, его  распределение  по   годам  обучения  в  годичном  цикле, рекомендации  по  объему   тренировочных  и  соревновательных   нагрузок, содержит  практические  материалы    и   проведение  учебно-тренировочных занятий, организации  медицинского  и  педагогического контроля.

         Новым в программе является усиленная специализация и интенсификация тренировочного процесса, интенсификация средств и медов технико-тактической подготовки, а также приоритетное развитие взрывной силы в физической подготовке, что предопределяет значительное расширение средств восстановления.

         Особое внимание обращается на связь различных сторон подготовки спортсменов. Главным звеном в этой цепи является технико-тактическая подготовка. Именно техника и тактика должна определять задачи физической, психической и теоретической подготовки.

         Образовательная программа рассчитана на трехлетний период обу­чения:

-    Этап спортивного совершенствования – 2 года

-    Этап высшего спортивного мастерства 

Организационно-методические указания

Программа для училища олимпийского резерва разработана на основе нормативных документов, регламентирующих работу училищ олимпийского резерва.

Группа спортивного совершенствования (CC) формируется из числа учащихся, прошедших необходимую подготовку в учебно-тренировочных группах и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

Группа высшего спортивного мастерства (ВСМ) формируется из учащихся, прошедших необходимую подготовку в группах спортивного совершенствования и выполнивших норматив  мастера спорта России.

 

Основные задачи для спортсменов, занимающихся в группах спортив­ного совершенствования:

-   укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие

-   совершенствование техники избранного вида спорта

-   постепенное и неуклонное увеличение тренировочных нагрузок

-   воспитание специальной выносливости, возрастание объема средств локального       воздействия на мышечные группы, работа которых является решающей в избранном виде спорта, развитие  физических качеств

-   повышение спортивного мастерства, углубленная специализация с использованием всей совокупности средств и методов тренировки, повышение психической устойчивости спортсмена, овладение тактическими действиями в процессе соревнований, овладение теоретическими знаниями в вопросах спортивной под­готовки.

Основные задачи для боксеров, занимающих­ся в группах высшего спортивного мастерства:

-   дальнейшее совершенствование физических качеств, технического мастерства, соревновательного опыта, индивидуального мастерства.

При построении спортивной тренировки следует руководствоваться принципами:

-   соразмерности в развитии основных физических качеств;

определяющих уровень мастерства.

-   привлечение к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России.

Одним из необходимых условий роста спортивного мастерства явля­ется многолетняя планомерная тренировка. Причем в процессе этой под­готовки следует строго и последовательно ставить задачи, выбирать средства и методы тренировки в соответствии с возрастными особенно­стями и уровнем подготовленности спортсменов.

 

Этап  спортивного совершенствования

 Обучение на этапе спортивного совершенствования

(2 года)

Этап высшего спортивного мастерства

Обучение на этапе высшего спортивного мастерства (весь период обучения)

 

Спортивная подготовка боксеров УОР осуществляется на спортивных сооружениях ФГУП «ЮГ СПОРТ»

Нижняя база:

-   спортивный зал, оборудованный шведской лестницей с подвесными турниками

-    зал штанги с тренажерами

-   стадион - беговые дорожки, игровые площадки

-   сауна

         Верхняя база:  

-   зал единоборств

-   тренажерный зал

-   медико-реабилитационный центр

 

Городской специализированный зал бокса , оборудованный рингом, боксерскими снарядами, пневматическими грушами.

 

1. НОРМАТИВНАЯ      ЧАСТЬ     ПРОГРАММЫ

  

Группы,   по  которым   проходит  спортивная  подготовка   в    Кисловодском  государственном    училище  (техникуме)  олимпийского  резерва - это  группы   спортивного  совершенствования и  группы    высшего  спортивного мастерства.

      В группу  спортивного  совершенствования  зачисляются    спортсмены,   минимальный  возраст  которых  составляет  16 лет  и  имеющих  подготовку   не  ниже   кандидата   мастера   спорта.  Объем    тренировочной работы  на  этом  этапе  спортивного  совершенствования    от  24 до  28 часов  в  неделю.

        В   группу     высшего  спортивного   мастерства    зачисляются   спортсмены,   имеющие    подготовку   не   ниже    мастера  спорта.

      Объем  тренировочной    работы   на   этапе   высшего  спортивного мастерства  - 32 часа.

Соотношение    средств  физической   и  технико-тактической  подготовки

  

Разделы  подготовки                                                   

Этапы    подготовки

 СС-1

СС-2

ВСМ

1Обще-физическая   подготовка

26 %

 30 %

 28 %

2.Специально-физическая подготовка

25 %

 25 %

 23 %

3Технико-тактическая   подготовка

30 %

 29 %

 30 %

  

Показатели     соревновательной        нагрузки

п/п

Виды  соревнований

 Этапы     подготовки

СС-1

СС-2

ВСМ

1

Контрольные

3

4

3

2

Отборочные

2

2

2

3

Основные

1

2

2

4

Главные

1

1

2

   

1.1 Нормативы общей и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства

Развиваемое физическое качество

 

Контрольные (тесты) упражнения

 

Быстрота

Бег на 30 метров (не более 5.0 с)

Бег на 100 метров ( не более 15.4 с)

Выносливость

Бег на 3000 метров (не более 13.36 мин)

 

 

Сила

Подтягивание на перекладине (не менее 9 раз)

Поднимание ног из виса на перекладине до хвата руками

(не менее 9 раз)

Жим штанги лежа двумя руками

( не менее веса собственного тела)

Силовая выносливость

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

(не менее 43 раз)

 

Скоростно- силовые качества

Прыжок в длину с места (не менее 190 см)

Толчок ядра 4 кг  (сильнейшей рукой 8 м, слабейшей рукой не менее 6 м)

Спортивный разряд

Кандидат в мастера спорта

 

1.2 Нормативы общей и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе высшего спортивного мастерства

Развиваемое физическое качество

 

Контрольные (тесты) упражнения

 

Быстрота

Бег на 30 метров (не более 4.8 с)

Бег на 100 метров ( не более 15.0 с)

Выносливость

Бег на 3000 метров (не более 13 мин13 с)

 

 

Сила

Подтягивание на перекладине (не менее 12 раз)

Поднимание ног из виса на перекладине до хвата руками

(не менее 12 раз)

Жим штанги лежа двумя руками

( не менее веса собственного тела)

Силовая выносливость

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

(не менее 48 раз)

 

Скоростно- силовые качества

Прыжок в длину с места (не менее 200 см)

Толчок ядра 4 кг  (сильнейшей рукой 9 м,

слабейшей рукой не менее 7 м)

Спортивный разряд

 

Мастер спорта России, МСМК России

1.3 Структура годичного цикла

 

Основной формой построения тренировки являются макроциклы. Подготовка боксеров состоит из двух или трех макроциклов. Цель всей подготовки – достижение наивысших результатов  на главных соревнованиях.

Макроциклы делятся на периоды:

  • подготовительный направлении на восстановление спортивной формы – прочного специального фундамента для подготовки к основным соревнованиям;
  • соревновательный – непосредственная подготовка к соревнованиям и сами соревнования
  • переходный – восстановление физического и психического потенциала после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок

Периоды делятся на этапы.

Базовый этап  – состоит из 2-3 мезциклов:

  1. 1.Втягивающий мезоцикл– состоит из 2-3 микроциклов и начинается после переходного периода
  2. 2.ОФП мезоцикл состоит из 3-6 микроциклов

                   Специально-подготовительный этап состоит из 1 мезоцикла равный 3-4 микроциклам и может заканчиваться соревнованиями.

                   Предсоревновательный этап состоит из 1 мезоцикла равный 3-4 микроциклам. На этом этапе снижается общий объем нагрузок и повышается интенсивность.

          Общая нагрузка в микроцикле обычно изменяется по дням в виде «двойной волны». Нагрузка возрастает в первые 3 дня, затем следует день со сниженной нагрузкой или активный отдых, после чего в течении 2 дней нагрузка снова возрастает и 7 день отводится для полного отдыха.

В микроциклы вносят постоянные поправки связанные с состоянием спортсмена и др. факторами.

  

2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Методическая часть программы включает учебный материал по основным видам подготовки боксеров , его распределения по годам обучения , рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок , планирование спортивных результатов по годам обучения , организацию и проведения врачебно-педагогического контроля . На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены выполнившие норматив кандидата в мастера спорта .Перевод по годам обучения на этом

этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста, спортивных показателей .

 

2.1  Учебный план  подготовки  спортсменов-боксеров

 

 на 52 недели тренировочных занятий

п/п

 

Разделы подготовки

 

СС

 

ВСМ

1

ОФП

440

480

2

СФП

360

380

3

ТТП

420

500

4

Теоретическая подготовка

22

40

5

Контрольно-переводные испытания

20

28

6

Соревнования

80

90

7

Восстановительные мероприятия

80

100

8

Инструкторская и судейская  практика

24

36

9.

Медицинское  обследование

10

10

Общее количество часов

1456

1664

  

2.2 Этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного  мастерства

 

Тренировочный   процесс  на  этом  этапе   приобретает  еще  большую  специализированность.

    Объем  и  интенсивность  тренировочных  нагрузок  достигают  высокого  уровня. Чаще  используются  тренировочные   занятия  с  большими  и  максимальными  нагрузками.

 

Шкала интенсивности

тренировочных и соревновательных нагрузок

 

 

№     

 

Интенсивность  нагрузки  

Оценка

(баллы)

ЧСС

За  10 сек

За   1   мин.

1

Максимальная

8

7

32-33

30-31

192-198

180-186

2

Большая

6

5

28-29

26-27

168-174

156-162

3

Средняя

4

3

24-25

22-23

144-150

132-138

4

Малая    

2

1

20-21

18-19

120-126

108-114

На этом этапе рассматриваются пути максимальной реализации возможностей организма спортсмена и выведение его на высокий уровень спортивных достижений с учетом его индивидуальных особенностей.

 Преимущественная направленность тренировочного процесса :

-совершенствования техники бокса и специальных физических качеств.

-повышение тактической и технической подготовленности

-освоение необходимых тренировочных нагрузок

-совершенствование соревновательного опыта и психической подготовленности.

-достижение высоких спортивных результатов.

Особое внимание в процессе СС следует уделять подготовке к соревнованиям и успешному участию в них.

 Тренировочный процесс должен максимально индивидуализироваться и строиться с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена. На каждого спортсмена

составляется Индивидуальный план подготовки на год.

  

2.3 Педагогический, врачебный и текущий контроль тренировочного процесса

 

Комплекс  контрольных   упражнений   для   тестирования   уровня  общей физической   подготовленности:

1. Бег  на   100 м  выполняется  на  дорожке  стадиона.

2. Прыжок  в  длину  с  места, проводится   перед  прыжковой  ямой. Спортсмен  встает  у  стартовой  линии    в  исходное   положение, ноги  параллельно  и толчком  двумя  ногами  при  взмахе  рук  совершает   прыжок.

3. Подтягивание  на  перекладине  из  положения   виса.

4. Бег 3000 метров проводится на беговой дорожке стадиона., спортсмен пробегает  7,5  кругов

5. Сгибание  и  разгибание  рук  в  упоре  лежа. Выполняется  максимальное количество  раз.

6. Бег на  30 м  выполняется  на дорожке  стадиона.

7. Толчок  ядра  4 кг выполняется на стадионе в секторе для метаний .

8. Поднимание  ног из  положения  виса  на  перекладине.

9. Жим  штанги лежа, выполняется в тренажерном зале  на станке  для жима лежа.

 

Комплекс  контрольных  упражнений  по  тестированию  уровня  специальной  физической   подготовки

 

1. Прыжки  на  скакалке  в  течение  3  минут. Оценивается  качество  по 5-и бальной системе.

2. Количество  ударов  за  8 секунд, на  боксерском  мешке.

3. Бой с тенью  3  минуты. Оценивается  качество  по  5-ти  бальной  системе.

  

2.4  Углубленное медицинское обследование

 

Углубленное   медицинское   обследование  позволяет  установить исходный уровень   состояния  здоровья, физического развития  и функциональной подготовленности. Цель  УМО  - всесторонняя  диагностика  и  оценка  уровня  здоровья  и   функционального  состояния  спортсменов, назначение  необходимых  лечебно-профилактических, восстановительных  и  реабилитационных  мероприятий. УМО   спортсмен  проходит  в  начале  и в конце  года.

Боксеры групп СС и ВСМ один раз в год проходят томографию головного мозга.

  

2.5 Текущий контроль тренировочного процесса

 

Необходимо   отслеживать   динамику  средств  и методов  тренировочного   процесса  и  контролировать   переносимость  тренировочных   и   соревновательных  нагрузок.

     Для  контроля  за   функциональным  состоянием организма, спортсмены  УОР  ведут  спортивный   дневник, где  записывают   частоту  сердечных  сокращений,   измеренную  утром  после  сна. Если  возникают  отклонение  от средних  показателей  значит,  спортсмен  находится  в состоянии  переутомления  и   тренировочную  нагрузку  нужно  сбросить.

С ростом спортивного мастерства увеличивается и значимость организации системы комплексного контроля за уровнем подготовленности боксеров и их адаптации к нагрузкам. Комплексный контроль реализуется в ходе тестирования.

 Оперативный контроль используется непосредственно в тренировочном занятии и направлен на оценку реакций на тренировочные или соревновательные нагрузки , качество выполнения технических действий и их комбинаций.

 Текущий контроль направлен на изучение следовых явлений после выполнения нагрузок различной направленности в ходе тренировочных микроциклов.

 Этапный контроль связан с продолжительными циклами тренировки -периодами, этапами макроцикла – и направлен на комплексное определение итогов конкретного этапа, выраженных результатами соревнований и показателями тестов.

 

2.6  Основные стороны подготовки спортсмена - боксера

 

Теоретическая подготовка

Тема  1    Гигиенические  основы  тренировки     и  отдыха  спортсменов.

Гигиена  тела, уход  за  полостью  рта  и носа. Солнечные  и воздушные  ванны. Водные  процедуры. Режим  отдыха  и  сна  спортсменов.

Тема  2    Закаливание  организма  спортсменов 

Контрастный  душ, использование  холодной  воды  ежедневно  для  закаливания.

Тема  3    Предупреждение  инфекционных   заболеваний

Понятие  об инфекционных  заболеваниях   и о путях  ее распространения.

Тема  4   Травматизм  в  спорте   и  его  предупреждение

Тема  5   Питание  спортсменов

Понятие  о  рациональном  питании  и  общем  расходе  энергии. Витамины и  минеральные  вещества.

Тема   6   Правильная  сгонка    веса

Баня  для  сгонки  веса  и восстановления. Питание  при сгонке  веса.

Тема    7   Систематический   врачебный  контроль  и  самоконтроль

   Ежедневный  контроль  за  пульсом.  Проведение  функциональных  проб.

Тема   8    Патриотическое  воспитание  и   история  бокса

 

Техническая подготовка

         Под технической подготовкой понимается степень освоения техники бокса спортсменом.

         Техника – это наиболее рациональный и эффективный способ выполнения упражнений. Технически подготовленный спортсмен выполняет движения быстро и качественно, а так же вовремя расслабляет мышцы. Эффективность техники определяется высоким конечным результатом. Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимо от условий функционального состояния спортсмена.

         Прочность двигательного навыка основана на условно-рефлекторных связях, упроченных в процессе тысяч повторений. Заученное, ставшее привычным переделывается с большим трудом, а иногда и не поддается исправлению. Можно посвящать освоению техники занятие целиком. Целесообразно повторять изучаемое упражнение во время утренней зарядки. Рекомендуется пользоваться идеомоторным эффектом, повторяя изучаемое  движение мысленно. В каждом виде спорта существует эталон наиболее совершенной техники. Этому образцу и обучают спортсмена. Но спортсмены типовую технику индивидуализируют. Индивидуализация определяется телосложением, функциональными данными, особенностями психологии, физическими и волевыми качествами.

Приложение №1

 

Тактическая подготовка боксера

Тактическая подготовка слагается из теоретических знаний в области тактики практического овладения ею. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков, в единстве с которыми развивается тактитческое мышление. Основные его компоненты: способность спортсмена быстро воспринимать, оценивать и перерабатывать информацию, предвидеть действия соперника, а главное – кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов такое решение, которое с большей вероятностью вело бы к успеху.

Тактика бокса –это способ ведения боя ,в котором представлены в единстве теория ведения боя ,техника бокса , физическая , функциональная и волевая подготовка и все эти факторы проявляются непосредственно в боевых действиях.

 В современном боксе тактическая подготовка играет ведущую роль . Техника должна подчиняться тактике, т.е. технику ударов и защит необходимо совершенствовать исходя из тактических задач. Средствами тактики являются : дистанция боя , боевая стойка ,передвижения, переносы тела с ноги на ногу , атака , защиты , контратака, а также собственно тактические средства : финт, маневр , и маневрирование , обманное действие , вызов , опережение ,угроза. разведка боем . При этом необходимо помнить , что приемы техники бокса становятся средствами тактики лишь при условии если спортсмен применяет их сознательно .

 Цель тактической подготовки - это освоение технико-тактических действий , позволяющих боксеру вести бой с различными по манере боксерами и развитие специальных физических и психологических качеств , необходимых для успешной реализации этих действий. Тактическое мастерство и мышление боксера обычно формируется лишь в результате длительного боевого пути и накопленного опыта. Успех ряда передовых , мыслящих тренеров в основном заключается в том , что они прививают способным боксерам наиболее соответствующую им манеру боя и вооружают необходимыми технико - тактическими средствами .

 По тактическому стилю боксирования , боксеров можно разделить на игровиков , темповиков и нокаутеров и универсалов..Выбор той или иной манеры боя обуславливаются анатомо-физиологическими и психологическими особенностями боксеров.

 В зависимости от дистанции на которой ведется поединок выделяют три основных тактических видов боя : на дальней . средней и ближней дистанциях.

 Технико-тактическая подготовка как - бы обобщает, трансформирует и дополняет другие элементы подготовки боксеров .Эта роль техники и тактики проявляется в условных, вольных и соревновательных поединках.

 На первом году обучения в группах спортивного совершенствования должны совершенствоваться индивидуальные комбинации. При разработке комбинаций индивидуальной тактики следует исходить из того , что с ростом спортивного мастерства боксеров общая тактика должна все больше и больше индивидуализироваться.

 

Общефизическая подготовка – ОФП

Занятия по общефизической подготовке нацеленной на совершенствование общей выносливости предполагают использование таких средств как кроссовый бег, плавание и спортивные игры.

Общефизическая подготовка, нацеленная на совершенствование скоростно-силовых качеств предполагает использование следующих средств: запрыгивание и спрыгивание с возвышения , упражнения со штангой направленные на развитие взрывной силы ( рывки и толчки со штангой.), подтягивание на перекладине с раскачкой , отжимание в упоре лежа на скорость .упражнения (броски) с набивным мячом.

Общефизическая подготовка нацеленная на совершенствование скоростно-силовых качеств и выносливости выполняется в виде круговой тренировки.

Для развития мышц спины и пресса применяются упражнения на специальных тренажерах ( наклонная доска, римский стул ,повороты спиной на специальном тренажере ).

 После силовой подготовки обязательно применяются упражнения на растягивание мышц и развития гибкости.

 

Специальная физическая подготовка – СФП

Занятия по СФП нацелены на развитие специальных физических качеств боксера. Физические упражнения по своей биомеханике сходны с движениями боксера :

Для развития скоростных качеств применяют упражнения с гантелями 3-х ,1,5 и 0,5 кг .Наносятся серии ударов с гантелями соответственно 7,12 и 18 раз , потом эти же серии выполняются без гантель.

Для развития скоростной выносливости выполняются серии многоударных комбинаций на боксерских мешках.

Условные и Вольные бои со сменой партнера. Для умения правильно расслаблять мышцы и развития скоростной выносливости используются упражнения на пневматической груше.

Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют чтобы тренировка , являясь глубоко специализированным процессом, вела бы к всестороннему развитию спортсмена. В соответствии с этим в ней должны нераздельно сочетаться общая и специальная подготовка. Общефизическая подготовка служит фундаментом для специальной подготовки.

Рекомендуется следующее соотношение средств общей и специальной физической подготовки: на Общеподготовительном этапе -3:1, 3:2, 2:2. На Специально-подготовительном этапе-2:3,1:2, в Предсоревновательном периоде -2:3 и 1:2.

 

Психологическая  подготовка

Психологическая подготовка спортсменов состоит из общей психологической подготовки (круглогодично),  психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психологическим восстановлением спортсменов.

Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и  межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств, она решается двумя путями:

  1. 1.Обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психологическую готовность к деятельности в экстренных условиях: способом саморегуляции эмоциональных состояний, уровнем концентрации и распределения внимания, способом мобилизации на максимальные волевые и физические усилия.
  2. 2.Обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревнований посредством словесно-образных и натуральных моделей.

         Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов:

-       Общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течении всего года

-       Специальная психологическая подготовка к выступлениям на конкретных соревнованиях.

         В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются: высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные  черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю  и саморегуляции в соревновательной обстановке.

Регулировать психическое состояние можно следующими методами

  1. 1.Фармакологический – используется по совету врача
  2. 2.Внушение, как самогипноз
  3. 3.Самовнушение  - пример – самоприказ.

Специальная психическая подготовка в основном направлена на регуляцию состояния тревожности , которое испытывает боксер перед боем .Эти признаки делят на 2-е основные группы :признаки соматической и когнитивной тревожности.

 Наиболее типичны для 1-й группы : ощущение сердцебиения; сухости во рту; частой зевоты; неприятные ощущения в желудке, жидкий стул, частые позывы к мочеиспусканию; влажные ладони ; дрожание мышц, пальцев рук; покраснение кожи; ощущения утомления уже в начале разминки. Соматическая тревожность не очень страшна для единоборца и часто снимается хорошей разминкой .Более того многие спортсмены не могут эффективно действовать пока не испытают предстартовую соматическую тревожность-это их настраивает на активные действия.

 Когнитивная тревожность –связана с переработкой информации и решением тактических задач .При таком перенапряжении снижается работоспособность и отсутствует твердая установка на успех. Ее признаки :заметная раздражительность по любому поводу а 1-2 дня до турнира; бессонница ; ощущение неполного отдыха ,нередко головная боль; раздражительность даже на близких друзей; спонтанная смена чрезмерной говорливости молчаливостью; спортсмен невнимательно рассеянно выслушивает наставления тренера перед стартом.

В этом случае применяется следующая программа психической регуляции: постановка целей ,при которой спортсмен ориентируется на преодоление прогнозируемых психических барьеров ; отвлечение сознания от стресс факторов, мысленное повторение технических приемов; аутотренинг. Активному использованию мимики как средства психической регуляции помогает зеркало.

В ходе психологической подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная психическая боевая готовность спортсмена перед выступлением, характеризующая уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе ,оптимальным уровнем эмоционального возбуждения ,устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения , необходимые для победы. В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.

 Самостоятельным подвидом психического регулирования является секундирование  -форма словесных воздействий тренера на своего ученика в экстремальных условиях подготовки к бою и в перерывах самого боя. Мнительному тревожному спортсмену в момент секундирования лучше подчеркивать его сильные стороны . а не тревожному - сильные стороны его соперника.

 

2.7 Инструкторская и судейская практика

 

Инструкторская и судейская практика являются продолжением учебно-тренировочного процесса боксеров ,способствуют овладению практическими навыками в преподавании и в судействе бокса.

 В основе инструкторских занятий лежит принятая методика обучения боксу .Поочередно выполняя роль инструктора , боксеры учатся последовательно и систематически изучать атакующие и защитные действия .Инструктор обязан правильно называть выполняемые действия в соответствии с терминологией бокса, правильно показать его обратить внимание занимающихся на важнейшие элементы действия.

 Инструкторские занятия эффективны ,когда боксеры имеют представление о методике обучения ,а также прочные технические навыки.

 Рекомендуется участие инструктора в качестве секунданта на соревнованиях типа открытый ринг.

 Судейская практика дает возможность боксерам получить квалификацию судьи.

 Теоретическая подготовка по судейству осуществляется на специальных занятиях ,судейскую практику спортсмены получают на соревнованиях типа открытый ринг . Чтобы предупредить ошибки , рядом с судьей –стажером должен находиться квалифицированный судья.

2.8  Восстановительные средства и мероприятия

 

  Величина тренировочных нагрузок и повышение уровня тренирован­ности зависит от темпов восстановительных процессов в организме спорт­смена. Средства восстановления подразделяют на три типа: педагоги­ческие, медико-биологические и психологические.

 

Факторы педагогического воздействия, обеспечивающие восстановление работоспособности:

-       рациональное сочетание тренировочных средств разной направлен­ности;

-       правильное сочетание нагрузки и отдыха, как в тренировочном занятии, так и в целостном тренировочном процессе;

-       введение специальных восстановительных микроциклов и профи­лактических разгрузок;

-       выбор оптимальных интервалов и видов отдыха;

-       оптимальное использование средств переключения видов спортив­ной деятельности;

-       полноценные разминки и заключительные части тренировочных занятий;

-       использование методов физических упражнений, направленных на стимулирование восстановительных процессов (дыхательные упражне­ния, упражнения на расслабление и т.д.);

-       повышение эмоционального фона тренировочных занятий;

-       эффективная индивидуализация тренировочных воздействий и средств восстановления;

-       соблюдение режима дня, предусматривающего определенное время для тренировок.

 

Психологические средства восстановления

К психологическим средствам восстановления относятся: психорегулирующие тренировки, разнообразный досуг, комфортабельные усло­вия быта; создание положительного эмоционального фона во время от­дыха, цветовые и музыкальные воздействия. Положительное влияние на психику и эффективность восстановления оказывают достаточно высо­кие и значимые для спортсмена промежуточные цели тренировки и точ­ное их достижение. Одним из эффективных методов восстановления яв­ляется психомышечная тренировка (ПМТ). Проводить ПМТ можно ин­дивидуально и с группой, после тренировочного занятия. В учебно-тре­нировочных группах ПМТ рекомендуется проводить в конце недельно­го микроцикла, после больших тренировочных нагрузок или в дни учеб­ных и учебно-тренировочных боев.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС

ПСИХОМЫШЕЧНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Закройте глаза. Примите удобное для вас положение и думайте о моих словах.

1. Я совершенно спокоен (пауза 1-3 с)

2. Я расслабляюсь и успокаиваюсь (пауза 1-3 с)

3. Мои руки полностью расслабленные, теплые, тяжелые (пауза 1-3 с)

4. Мои ноги полностью расслабленные, теплые, тяжелые (пауза 1-3 с)

5. Мое туловище полностью расслабленное, теплое, тяжелое (пауза 1-3)

6. Моя шея полностью расслабленная, теплая. (пауза 1-3 с)

7. Мое лицо полностью расслабленное, теплое, спокойное (пауза 1-3 с)

8. Весь мой организм отдыхает (пауза 1-3 с)

9. По моей команде открываем глаза  (1-3 с) и медленно спокойно дышим в течении 5-7 с.

Приготовились. Делаем вдох - напрягаем мышцы левой руки - за­держиваем дыхание - медленно выдыхаем.

«Моя рука начинает расслабляться. Я удерживаю мысленно это чув­ство» (п. 1-3 с)

10. Во всем теле ощущение покоя, невесомости. Организм отдохнул, появилось чувство бодрости, покоя. Прилив энергии, здоровья. Мы за­поминаем это ощущение.

        Предстартовое состояние обусловлено эмоциями, возникающими перед работой. Рассматривают три разновидности предстартовых и стартовых реакций:

-  состояние боевой готовности

-  предстартовая лихорадка

-  предстартовая апатия

        Предстартовые реакции можно регулировать, одним из важных приемов регулирующих предстартовые реакции является разминка. Разминка уменьшает как процессы торможения, так и возбуждения. Она устанавливает оптимальные соотношения между возбудительными и тормозными процессами в ЦНС. Некоторое значение для регуляции предстартовых реакций имеет массаж незадолго до старта – он действует подобно разминке. Таков же механизм повторных глубоких выдохов, которые рекомендуется производить перед выходом на старт. Вдох должен быть спокойным, а выдох очень удлиненным. В конце выдоха полезно присесть на корточки.

        Регулировать предстартовые реакции можно также с помощью мыслительного компонента (аутогенная тренировка): «Мыслю хладнокровно, четко. Абсолютно уверен в своих силах. Хорошо помню указания тренера. Голова ясная, мыслит четко и трезво».

        С первых шагов в спорте нужно приучать спортсменов сохранять выдержку и самообладание в любых условиях. Многочисленные соревнования – лучшая школа воспитания воли к победе. Против психической атаки нужно улыбнуться и сказать: «Я очень хорошо тренирован».

 

Медико-биологические средства восстановления

С ростом объема средств специальной физической подготовки, ин­тенсивности тренировочного процесса, соревновательной практики не­обходимо увеличивать время, отводимое на восстановление организма спортсменов. При увеличении соревновательных режимов тренировки могут применяться медико-биологические средства восстановления, к которым относятся:

гигиенические средства:

- водные процедуры закаливающего характера,

- душ, теплые ванны,

- прогулки на свежем воздухе,

- рациональные режимы дня и сна, питание,

- рациональное питание, витаминизация,

- тренировки в благоприятное время суток;

физиотерапевтические средства:

- душ: теплый (успокаивающий) при t – 36-38* продолжительностью

  12-15 мин.,

- бани 1-2 раза в неделю парная или суховоздушная (сауна) при t- 80-90*

- термальные источники

- ультрафиолетовое облучение,

- аэронизация, кислородотерапия,криптокамеры

- массаж. 

 витаминизация, физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская парная баня и сауна. Все пере­численные средства восстановления должны быть назначены и постоян­но контролироваться врачом.

 

Методические рекомендации

Постоянное применение одного и того же средства восстановления уменьшает восстановительный эффект, т.к. организм адаптируется к сред­ствам локального воздействия. К средствам общего воздействия (парная баня, сауна в сочетании с водными процедурами, общий ручной мас­саж, плавание и др.) адаптация организма происходит постепенно. В этой связи использование комплекса, а не отдельных восстановительных средств дает больший эффект.

При составлении восстановительных комплексов следует помнить, что вначале надо применять средства общего воздействия, а затем - локального.

При выборе восстановительных средств особое внимание необходи­мо уделять индивидуальной переносимости тренировочных и соревнова­тельных нагрузок. Для этой цели могут служить субъективные ощуще­ния спортсменов, а также объективные показатели контроля в тренировочных занятиях, рекомендованные выше.

2.9 Регулирование веса спортсмена

 

Очень часто возникает необходимость снижения массы тела перед соревнованиями в единоборствах и тяжелой атлетике.

Для снижения массы тела применяют низкокалорийные диеты- цель снизить запасы жира в организме, но сохранить работоспособность.

 Эффективен рацион в котором отсутствуют жиры и сохраняют белки и углеводы, витамины и минеральные вещества. Для этого из рациона исключают продукты с видимым жиром, а затем постепенно снижают количество потребление пищи на 10,15,20,25 %.Не рекомендуется сбрасывать вес более чем на 3-4 кг.

 В спортивной практике существует три варианта снижения веса : форсированный (3-5 дней ), ускоренный ( 1-2 недели) и длинный ( дол 3 месяцев ).

 Форсированное снижение веса тела идет преимущественно за счет ограничения потребления жидкости и больших потерь воды с потом (парная баня, тренировка в теплой одежде).При этом происходит изменение в крови ,она густеет , повышается ее вязкость.

В итоге увеличивается нагрузка на сердце .Происходит потеря гликогена мышц и печени. Затрудняется подача кислорода и питательных веществ к органам и тканям, развивается гипоксия , возможно снижение работоспособности.

 Длительная регулировка веса также не безразлична для организма возникает отрицательный баланс азота, калия , магния и кальция снижается содержание гемоглобина. Целесообразно постепенное ( 1-2недели ) снижение веса тела. Она включает сочетаемое с интенсивной тренировкой снижение калорийности пищи до 1200-2400 ккал в день.

В рацион необходимо включать фрукты, ягоды, мед. Необходимо применение парных бань 2 раза в неделю. Применяются натуральные потогонные чаи и тренировка в специальных (сгоночных) костюмах .Хороший эффект дает дробное питание , т.е. прием пищи 5-6 раз в день малыми порциями. В рацион нужно включать до 60% сырых овощей и фруктов.

 

2.10. Антидопинговые мероприятия

Допинг – запрещенные  фармакологические  препараты и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности в достижении, благодаря  этому  высокого спортивного результата. Прием допинга сопряжен с нанесением морального ущерба спорту, вреда здоровью  спортсмена, морального ущерба  обществу.

   К запрещенным  веществам   относятся: стимуляторы, наркотики, каннабиноиды, анаболические агенты, пептидные гармоны, бета-2-антагонисты, вещества с антиэстрогенным действием, маскирующие вещества, глюкокортикостероиды

запрещенные методы: улучшающие кислородтранспортные функции, фармакологические, химические и физические манипуляции, генный допинг.

    Деятельность по борьбе с допингом в мировом спорте осуществляет Всемирное  антидопинговое  агентство  (ВАДА), руководствуясь  Всемирным  антидопинговым  кодексом, одобренным  в марте 2003 г на конференции  в г. Копенгагене большинством стран и международных  спортивных федераций. Перечень  запрещенных   препаратов  публикуется и  распространяется по  спортивным федерациям.

    Если будет установлено, что спортсмен  использовал запрещенные вещества  и методы в соревновательный и вне соревновательный периоды, то в соответствии с всемирным антидопинговым  кодексом для спортсмена, тренера  и врача, принимавших  участие в подготовке спортсмена, предусмотрено:

Первое  нарушение: - минимум-предупреждение, максимум -1 год дисквалификации

Второе нарушение:  2 года дисквалификации.

Третье нарушение: пожизненная дисквалификация.

  Проведение разъяснительной работы среди спортсменов по недопустимости применения допинговых средств и методов:

- Международные стандарты для терапевтического использования запрещенных субстанций Всемирного антидопингового кодекса — часть Всемирной антидопинговой программы. Цель стандарта — обеспечение гармонизации при выдаче разрешений на терапевтическое использование различных субстанций в различных видах спорта.

- Критерии для выдачи разрешений на терапевтическое использование препаратов. Конфиденциальность информации. Апелляция по поводу решений о предоставлении или отказе в предоставлении права на терапевтическое использование препаратов.

- Проведение разъяснительной работы среди спортсменов по недопустимости применения допинговых средств и методов.

- Обучение подачи запроса на терапевтическое использование фармакологических средств.

Индивидуальные консультации спортивного врача.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  

  1. 1.Теория и методика бокса В.И. Филимонов М ИНСАН 2006 г
  2. 2.Тренировки чемпионов Б. Бэкман Феникс 2006 г
  3. 3.БОКС В.Н. Остьянов , И.И. Гайдамак Киев Олимпийская литература 2001г
  4. 4.Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми ,подростками и молодежью П.В. Кващук М. 2009г
  5. 5.Построение и планирование тренировки в боксе Ю.Б. Никифоров, И.Б. Викторов М. ФИС 1988г
  6. 6.Эффективность тренировки боксеров Ю.Б. Никифоров М. ФИС 1987 г
  7. 7.В.М. Романов Бой на дальней средней и ближней дистанциях М. ФИС . 1979г
  8. 8.Актуальные вопросы подготовки высококвалифицированных боксеров. Выпуск 2 и 3 1990 и 1991г
  9. 9.Уроки профессионального бокса Г.Морозов 1992 г
  10. 10.Бокс учителю и ученику А.Г. Ширяев изд Шатон 2002г
  11. 11.Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта

 бокс № 123 от 20.03.2013г

 

 

Приложение №1

 

Программный материал по технике и тактике

 

Дальняя и средняя дистанция

 

№п/п

Атаки

Защита от них

Контратаки в ответ

Встречные контратаки

1.

Прямой левой

Уклон влево, вправо. Подставка левой, правой перчатки или плеча .Шаг назад

 Левой- правой прямой, снизу или сбоку. То же с развитием  атаки.

Встречной левой прямой, снизу с подставкой правой перчатки и отклоном влево. Встречные прямые снизу в корпус с уклоном влево-вправо. Встречный прямой, сбоку с уклоном влво. Кросс прямой, сбоку через руку .То же с развитием атаки

2.

Левый сбоку в голову

Подставка-отбив правой

Прямой левой в голову, левой сбоку в голову, левой снизу.То же с  развитием  атаки.

 

 

Левый сбоку в голову

Нырок

Прямой правой в голову, с шагом вправо-вперед (правой или снизу).То же  с развитием атаки.

 

3.

Левый снизу в голову

Подставка-отбив правой

Левой сбоку или снизу в голову .То же с развитием атаки

С уклоном влево прямой правой в голову или корпус.

 

Левый снизу в голову

Отскок

Прямой правой в голову. То же с развитием атаки.

 

4.

Прямой левой в туловище

Подставка локтя правой -левой

Левой-правой снизу или сбоку в голову. То же с развитием атаки.

Прямой правой в голову (с шагом в сторону).

5.

Левый снизу в  туловище

Подставка локтя правой

Левой снизу в голову (с шагом назад прямой левой в голову)

Прямой правой в голову, с развитием левой снизу.

6.

Прямой правой в голову

Подставка – отбив правой

Левой сбоку, прямой в голову

С уклоном влево прямой правой в голову

 

Прямой правой в голову

Уклон влево

Левой сбоку в голову, также и с развитием атаки.

С уклоном влево прямой правой в голову

7.

Прямой правой в туловище

Шаг назад

С шагом вперед прямой правой в голову (с шагом назад прямой левой в голову)

Прямой правой в голову (с шагом назад левой снизу в голову)

9.

Правой сбоку в голову

Подставка левого плеча

Прямой правой в голову (с шагом назад левой в голову)

Прямой правой в голову

 

Правой сбоку в голову

Шаг назад

С шагом вперед прямой правой в голову (с шагом назад прямой левой в голову)

Левой сбоку

 

10.

Правой снизу в голову

Подставка – отбив правой

Левой сбоку в голову (с шагом назад снизу и прямой левой в голову)

Прямой правой в голову (с шагом назад прямой левой  в голову).То же с развитием атаки.

 

Правой снизу в голову

Шаг назад

С шагом вперед левой сбоку в голову (с шагом назад прямые правой и левой в голову)

 

11.

Правой снизу в туловище

Подставка локтей

Прямой правой в голову

С отведением таза и живота прямой правой в голову (с шагом, прямой левой)

 

Правой снизу в туловище

Шаг назад

С шагом вперед прямой правой в голову (с шагом назад прямой левой в голову)